Детская агрессия со стороны сверстника

Агрессия со стороны сверстников – одна из самых болезненных и трудноразрешимых проблем, с которой ребенок может столкнуться в детском коллективе.

Дети очень тяжело переживают издевательства других ребят – становятся замкнутыми, неуверенными в себе, находятся в постоянном стрессе. Естественно, они с большой неохотой посещают места, где встреча с обидчиками неминуема, будь то детский сад, школа, секция или двор, теряют интерес к играм, любимым занятиям или учебе. Длительное третирование ребенка может привести к серьезным нарушениям нервной системы – депрессиям и неврозам, а у подростков нередко становится и причиной суицида

Постараемся понять, какие дети наиболее часто проявляют агрессию, кого и по каким критериям они выбирают себе в жертвы, и можно ли что-то сделать, чтобы оградить своего ребенка от нападок.

Жертва

От агрессии со стороны сверстников страдают не только российские дети, но и юные граждане стран, имеющих репутацию гуманных и толерантных. По статистике, около 10% европейских и американских детей становятся жертвами хронической агрессии. То есть, они сталкиваются с негативным отношением к себе регулярно, на протяжении многих лет, в разных детских коллективах.

Какие же дети находятся в «группе риска»? Как правило, они обладают совокупностью следующих качеств:

Ребенок чем-то не похож на других. Жертвой агрессии может стать «очкарик», рыжий, обладатель необычной фамилии, так и напрашивающейся на «дразнилку», слишком полный или, напротив, худой ребенок, юный представитель другой национальности – словом, тот, кто чем-то выделяется из общей массы детей.

Ребенок замкнут, неуверен в себе, не может достойно ответить на оскорбление. Как правило, такие дети имеют проблемы не только с обидчиками, но и вообще с общением.  Им трудно найти друзей в детском коллективе, на перемене они тихонечко стоят в сторонке, их неохотно принимают в игры. При чем, существует риск того, что такого ребенка будут изводить всем классом.

Ребенок очень эмоционально реагирует на оскорбленияОтветная реакция – это как раз то, чего ждут агрессоры. Нащупав слабое место и поняв, что жертву легко «достать», они продолжают свои жестокие игры. Слезы, крики, раздражение ребенка только подливают масла в огонь.

Агрессор

Причины детской агрессии следует искать, прежде всего, в семье. Дети из неблагополучных семей, в которых происходят «разборки» между родителями, дети, к которым применяются физические наказания, более склонны к агрессии, вымещая таким образом злость и обиду на своих сверстниках. Некоторые психологи считают, что агрессивное поведение может также заимствоваться из «кровавых» фильмов и компьютерных игр.

Агрессор агрессору рознь. Психологами принято выделять следующие их подвиды:

Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в школе (дворе, детском саду);

Агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

Дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

Дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);

Эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

Максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).

Помимо желания самоутвердиться и выместить негативные эмоции, причинами детской агрессии также может быть месть (если ребенок чем-то вольно или невольно обидел, задел их), зависть (например, к отличнику-любимчику учителей, ребенку из обеспеченной семьи) и, наконец, садистские наклонности ребенка.

Формы агрессии

Агрессия подразделяется на психологическую и физическую. К психологической агрессии относятся насмешки, обидные прозвища, унижения и оскорбления. Психологическая агрессия может быть и молчаливой – она выражается в бойкотах, отказе общения с ребенком – другие дети не хотят сидеть с ним за одной партой, принимать в свои игры и т.п. К физической агрессии относится нанесение ударов, избиение, а также отнятие и порча принадлежащих ребенку вещей. Психологическая агрессия часто сочетается с физической.

Что делать?

Конечно, единой беспроигрышной стратегии противостояния детской агрессии не существует, но психологи дают некоторые общие рекомендации по предотвращению и решению проблем со сверстниками:

Начните с себя. Первое, что должны сделать родители жертвы – проанализировать свой стиль воспитания и общения с ребенком. Детей-жертв, как правило, слишком сильно опекают и контролируют родители, что подавляет волю ребенка, не дает простора для творчества и самостоятельных решений.

Важную роль играет и то, несколько родители уверены в себе. Если они сами сомневаются в правильности своих решений, теряются в сложных ситуациях, испытывают трудности в общении с другими людьми – есть смысл подумать о посещении тренингов  уверенности в себе для взрослых.

Повышайте детскую самооценкуМногих родителей волнует вопрос: как воспитать в ребенке уверенность в себе?

Доверяйте больше дел. По мере взросления доверяйте ребенку все больше и больше важных и ответственных дел, с которыми он может справиться без Вашей помощи. Не ругайте, если у ребенка что-то не получается. Если Вы видите, что он не справляется – подскажите, дайте совет. В крайнем случае, помогите ему, но не берите на себя его работу. Обязанности укрепляют в ребенке чувство того, что ему доверяют, в его помощи нуждаются, что способствует повышению самооценки.

Предоставьте возможность принимать самостоятельные решения. Многие родители не интересуются мнением маленьких детей. Позвольте ребенку принимать решения, соответствующие его возрасту. Например, когда Вы идете в магазин с 3-4- летним ребенком, предложите ему самостоятельно выбрать одежду или игрушки в пределах располагаемой суммы.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Вместо сравнений с другими детьми, психологи советуют почаще прибегать к сравнению ребенка «вчерашнего» и «сегодняшнего», отмечая его прогресс и успехи в делах: «Раньше у тебя не получалось это делать, а теперь ты умеешь!»

Не говорите о ребенке и его способностях плохо, особенно в присутствии других людей. Никогда не употребляйте таких эпитетов, как «глупый», «растяпа», «неряха» и т.п. То же самое относится и к способностям ребенка. Высказываниями вроде «У тебя нет ни голоса, ни слуха», «У тебя нет способностей к математике», «У тебя нет таланта к рисованию», «Что ты надела? – У тебя нет вкуса» родители сами ограничивают ребенка и отбивают желание добиваться успеха. В психологии это называется «программирование на неудачу». Почаще используйте позитивные утверждения: «У тебя обязательно все получится!», «Ты справишься!»

Примите ребенка таким, какой он есть. Часто родители хотят, чтобы их ребенок обладал какими-то конкретными достоинствами или талантами. Они нередко огорчаются, если ребенок «не соответствует» их ожиданиям и при этом не замечают его других положительных качеств. Помните, что ребенок – самостоятельная личность, которая не обязана воплощать все ваши желания и нереализованные амбиции. 

Чаще хвалите ребенкаХвалите ребенка за его достижения и маленькие победы, дайте понять, что Вы гордитесь им. Любые успехи ребенка – научился ли он читать, победил в школьном конкурсе или сделал красивый гербарий – не должны остаться незамеченными.

Развивайте таланты. Найдите ребенку занятие, которое ему нравится и в котором он преуспевает – спорт, музыка, рисование и т.п. Успех в любом деле укрепляет уверенность в своих силах.

Не запрещайте слишком многого. На детской площадке можно встретить мам, которые постоянно делают замечания своим детям: «Не бесись!», «Не бегай!», «Куда полез?». Конечно, не все можно разрешать, но пресекая каждое действие ребенка, Вы рискуете вырастить его неуверенным в себе.

Научите ребенка общаться, способствуйте дружбе со сверстниками. Общительные дети, имеющие друзей и легко устанавливающие контакты со сверстниками, редко становятся жертвами агрессии. Кроме того, друзья могут встать на сторону ребенка в случае возникновения конфликта. В начальных классах школы может прийтись тяжело «домашним детям», не посещающим дошкольные учреждения и не имеющим достаточного опыта общения со сверстниками. Если Ваш ребенок не ходит в детский сад – помогите ему завести друзей на детской площадке, в кружках или секциях. Устраивайте дни рождения и, праздники, на которые ребенок мог бы пригласить других детей. Научите ребенка правилам общения – говорить о своих чувствах, интересоваться делами других, ставить себя на место окружающих, находить компромиссы и т.п.

Отрепетируйте конфликтные ситуации. Конфликты время от времени происходят в любом детском коллективе, поэтому важно объяснить ребенку, как нужно вести себя в таких ситуациях.

Если у ребенка есть ярко выраженные «отличительные особенности», из-за которых могут возникнуть проблемы, заранее обсудите, как он будет реагировать на «дразнилки». Некоторые психологи рекомендуют придумать вместе с ребенком возможные варианты прозвищ и обзывательств, чтобы из уст обидчиков они прозвучали не так обидно. Также продумайте достойные ответы. Кроме того, можно дать ребенку следующие советы:

Всем своим видом показывать уверенностьКак мы уже выяснили, агрессоры выбирают в жертвы слабого, неуверенного в себе ребенка, чтобы самоутвердиться за его счет. Высокоподнятая голова, уверенный взгляд и голос, скорее всего, отобьют в них желание «цепляться».

Не поддаваться на провокацииЧаще всего, в поисках жертвы агрессор сначала «закидывает удочку», «прощупывает» ребенка. На этом этапе главное – сохранять спокойствие, не показывать своих эмоций и того, что слова обидчика задели. Иногда лучше вообще не вступать с ним в диалог – не увидев ответной реакции, агрессор чаще всего теряет интерес к потенциальной жертве.

Искать компромиссы. Обратите внимание на конструктивные способы разрешения конфликтов. Например, если у ребенка отнимают игрушки или вещи – не обязательно безропотно отдавать или с кулаками защищать свое имущество – можно предложить поменяться.

Ответить тем же. В некоторых случаях тактика игнорирования не помогает – для того, чтобы пресечь дальнейшие попытки проявления агрессии, необходимо нанести обидчику «ответный удар» – словесно или физически. Объясните ребенку, что начинать драку первым – плохо, но нужно уметь защитить себя. Ребенок, который не в состоянии  ответить на агрессию, рискует надолго остаться «мальчиком для битья».

Не стремитесь выделить ребенкаНекоторые родители хотят, чтобы их отпрыск выглядел нестандартно – покупают ему необычную одежду, делают оригинальные прически и т.п. Не стоит намеренно противопоставлять ребенка остальным – это может привлечь внимание агрессивно настроенных детей. Конечно, не нужно впадать в другую крайность и полностью подавлять индивидуальность ребенка.

Обратите внимание на физическое развитие ребенкаЧасто жертвами агрессии становятся дети, которые выглядят слабее своих сверстников. Вряд ли кто-то будет связываться с ребенком, находящемся в хорошей физической форме. Подумайте над тем, чтобы записать ребенка в спортивную секцию, а возможно, и в школу боевых искусств.

Узнайте побольше о школе, в которую будет поступать ребенок. В некоторых учебных заведениях учится больший процент трудных детей, а «дедовщина» является школьной традицией. Поговорите с родителями учеников, узнайте, часто ли в школе происходят конфликты и предпринимают ли учителя и администрация какие-то усилия для их решения.

Не бойтесь обратиться к специалистам. Если Вы замечаете, что у ребенка есть определенные проблемы с общением или самооценкой, с которыми Вы не можете справиться с ними самостоятельно – не откладывайте визит к психологу, пока они не зашли слишком далеко. Именно специалист поможет взглянуть на ситуацию со стороны, понять, почему что-то идет не так и наметить план действий.

Тяжелые случаи

Есть случаи агрессии, которые не удается разрешить ни детям, ни родителям, ни школьным психологам и администрации.

Если ребенку регулярно наносят побои – это повод обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних. Гражданским кодексом РФ предусмотрена ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, которая возлагается на родителей и образовательные учреждения.

Возможно, разговор с дядей-милиционером поможет агрессору направить свою энергию на мирные цели.

Сафронова Марина
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Крошка-Малышка

ил-был мальчишка по имени Крошка-Малышка. И была у него корова по имени Рогатая-Бодатая. Вот однажды утром Крошка-Малышка пошел доить Рогатую-Бодатую и говорит ей: «Стой, коровка, мой дружок, стой, моя Рогатая, подарю тебе рожок, ты моя Бодатая». Он, конечно, имел в виду «пирожок», сами понимаете. Но корова не хотела пирожка и ке стояла смирно.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования