Ребенок и дорожное движение: правила безопасности

По данным ГИБДД, только за первый квартал 2010 года в России произошло 2 999 дорожно-транспортных происшествий с участием детей. 119 детей погибли, а 3 089 получили ранения.

Статистика неумолимо свидетельствует о том, что на российских дорогах наши дети находятся в постоянной опасности. Научить детей правильному поведению на улице – значит сберечь их жизни и здоровье. И прежде всего, эта нелегкая задача ложится на плечи родителей.

Казалось бы, не так давно (каких-то пару десятилетий назад) мы не задумывались о том, что детей до среднего школьного возраста, а лучше до совершеннолетия нужно сопровождать в их передвижениях по городу, слово пробка для людей имело только одно значение, а большинство советских семей лишь мечтали о покупке авто. Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Согласно исследованию, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в марте 2010 года, у 42% россиян есть личный автомобиль: у 37% - одна машина (в 2009 году – 39%), у 5% – более одной. Следствием такого положения стало осложнение дорожной обстановки и повышение аварийности на улицах больших и малых городов. Наши дороги стали гораздо опаснее как для пешеходов, так и для водителей. Тем  актуальнее становится тема обучения безопасности дорожного движения для детей.

По статистике, подавляющее большинство дорожных происшествий с участием детей произходят не далеее, чем в километре от их дома. Если бы эти ребята хорошо знали дорожную обстановку, умели ориентироваться в дорожных знаках, соблюдали правила дорожного движения, были особо внимательны на опасных участках, сколько жизней было бы спасено!

Как часто мы наблюдаем картину, когда весело играющие ребята внезапно выбегают на проезжую часть перед автомобилем или катаются по дороге на велосипеде. Скорее всего, они не знакомы с правилами безопасности, а отсюда недалеко и до беды. Обучать детей дорожной науке нужно начинать с самого рождения, когда малыш путешествует в коляске. Вы являетесь для него тем примером, скоторого он в будущем станет брать пример. И если вы позволяете себе переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин, то не удивляйтесь, что ваш подросший малыш не будет соблюдать правила дорожного движения. Запомните главное правило родителя: ведите себя на дороге так, как бы вы хотели, чтобы вел себя ваш ребенок.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться в сложных условиях городских улиц и кварталов, нужно знать некоторые особенности детской психологии и физиологии. Причиной аварии может стать и возбуждение от полученной оценки, эмоциональный всплеск, связанный с отношениями в школе и дома, и многое другое. В результате концентрация внимания снижается, ребенок не может адекватно оценить и отреагировать на возникшую опасность. Часто малыш, за которым не присматривают взрослые, может просто заиграться в близи дороги и потерять чувство опасности. Еще одна важная причина – неумение быстро и адекватно реагировать на возникшую чрезвычайную ситуацию. Ребенок впадает в ступор, им овладевает паника, он не может принять верное решение.  Так, детям кажется, если перебежать дорогу, то быстрее окажешься в безопасности. При этом они не могут верно оценить расстояние до приближающегося автомобиля. Хуже, чем у взрослых, у детей развитая и звуковая реакция: шум машины они слышат гораздо позднее. Взрослый человек оценивает, анализирует дорожную обстановку, принимает решение и начинает действовать за 0,8 или 1 секунду, ребенок же тратит на это 3-4 секунды. Особое внимание нужно ребятам, носящим очки, так как они не исправляют боковое зрение.

В дошкольном возрасте дети учатся правилам дорожного движения, играя в машинки. Им еще сложно отличить движущийся автомобиль от стоящего. К тому же малыши думают, что в случае опасности машина сможет мгновенно остановиться, как это делают их игрушечные модели. Сильно ограничено в этом возрасте и боковое зрение. Малыши фиксируют внимание на одном предмете: так, их внимание будет полностью поглащено выкатившимся на проезжую часть мячом.

В школьном возрасте дети начинают относиться к дорожному движению уже более осознанно. Ребята быстрее реагируют, различают шум приближающегося автомобиля, лучше определяют расстояние до движущегося автомобиля. Но им все еще трудно быстро распознавать и реагировать на опасность.

По статистике, самые распространеные причины происшествий с детьми – это переход улицы в неустановленном месте или на красный сигнал светофора, а также внезапное появление перед движущимся автомобилем. Именно этим правилам нужно обучить детей в первую очередь. Лучше всего это сделать во время совместной прогулки.

Выберите маршрут, по которому ребенку приходится ходить чаще всего, и пройдите его вместе. Комментируйте все опасные места, рассказывайте ему о том, как нужно вести себя в той или иной точке. В то же время понаблюдайте и сделайте вывод о том, готов ли ребенок к самостоятельным походам. Если вы неуверены в этом, то показывайте правильную модель поведения своим примером, объясняйте, отвечайте на детские вопросы. В положенном месте (на перекрестке или месте, обозначенном специальным знаком) неспеша перейдите дорогу, держа малыша за руку. Объясните ему, что в такой момент нужно быть сосредоточенным и внимательным, нельзя разговаривать и баловаться. Не торопитесь, дождитесь, пока загорится зеленый сигнал светофора. Кстати, он не гарантирует полной безопасности: встречаются горе-водители, проезжающие на красный свет, или заканчивающие свой маневр, а также поворачивающие на перекрестке. Поэтому дождавшись момента, когда загорится «зеленый человечек», ребенок обязательно должен еще раз посмотреть по сторонам и удостовериться, что машины остановились. Ждать разрешающего сигнала светофора нужно в двух шагах от бордюра. Объясните, что нельзя брать пример со взрослых тетенек и дяденек, переходящих дорогу на красный и желтый свет. Ребенок должен знать, что обозначают сигналы поворотников у автомобиля, а также как действует сила инерции после торможения машины. Если на другой стороне улицы он увидит друзей или нужный автобус, ни в коем случае нельзя торопиться и перебегать через дорогу.

Малышам очень нравится изучать правила дорожного движения через игру. Воспользуйтесь этим, чтобы научить кроху правильному поведению на дороге, используя игрушки и, к примеру, нарисованный перекресток. Пусть ребенок проговаривает вслух все свои действия, а вы в случае необходимости сможете внести коррективы и научить его соблюдать правила.

По статистике ГИБДД, подавляющее большинство происшествий, в которых сбиты дети, происходит в так называемых «дорожных ловушках» - ситуациях, на первый взгляд кажущихся безопасными. Ваш ребенок должен уметь узнавать и разгадывать такие ловушки. Во время совместной прогулки проговорите возможные непредвиденные ситуации, объясните, почему на первый взгляд безопасная обстановка может повлечь за собой несчастье, разберите ошибки. Дома еще раз проиграйте возможные дорожные ситуации, пусть малыш закрепит правильные действия с помощью рисунка.

По мнению сотрудников ГИБДД, можно выделить несколько типичных «дорожных ловушек», наиболее опасных для детей.

Часто трагедия случается, когда ребенок неожиданно выбегает из-за стоящей машины. Объясните малышу, что так делать нельзя: из-за нее можно не увидеть автомобиль, несущищйся с большой скоростью. Также нельзя обходить ни спереди, ни сзади стоящий автобус. Он закрывает большую часть дороги, по которой движутся автомобили, совершенно не ожидающие встречи с вами. Выйдя из автобуса, нужно идти к ближайшему переходу. Если ребенок хочет перейти дорогу не на перекрестке, то нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления.

«Дорожной ловушкой» может стать и пустынная улица, на которой редко встретишь автомобиль. Привыкнув, дети выбегают на нее, не смотря по сторонам, и попадают под машину. Сформируйте у ребенка рефлекс: перед выходом на дорогу нужно остановиться, сосредоточиться, оглядеться, прислушаться. Если машин нет – тогда можно переходить улицу.

Опасная ситуация может возникнуть, если ребенок остановился  на середине дороги («осевой линии»). Обычно ребята, перейдя половину дороги, начинают  следить за движением машин только справа. Испугавшись, ребенок может сделать роковой шаг назад. Поэтому на середине дороги нужно быть еще более внимательным, и следить за движением как справа, так и слева.

Арки и выезды из дворов – это еще одна «дорожная ловушка», которая  часто приводит к трагическим последствиям. Ребенок не обращает внимание на них, поскольку не считает, что находится на проезжей части. Взрослые должны объяснить малышу, что из арок и прилегающих дворов на дорогу выезжают машины, и это может быть опасно.

Если не соблюдать определенные правила, неприятная ситуация может возникнуть при езде на велосипеде и самокате. Приобретая ребенку его первое транспортное средство, объясните, что он ни в коем случае не должен выезжать на проезжую часть. Кататься нужно в безопасных местах. Это могут быть специальные велосипедные дорожки, парки,  школьные дворы. Велосипед очень уязвим и непрочен, и даже маленькая авария может повлечь самые тяжелые последствия.

Готовить ребенка к самостоятельной жизни нужно с раннего возраста.  Обучая малыша правилам дорожного движения, помните главный принцип: вы и ваши близкие являются для него главным примером и образцом для подражания. Именно ваше поведение на дороге будет эталоном. Всегда ведите себя на дороге так, как бы вы хотели, чтобы вел себя ваш ребенок. Тем самым вы обеспечите его безопасность в будущем.

Андреева Елена
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Черт и овинщик

дин овинщик пошел в рощу веники вязать и повстречал статного барина с длинным носом. Был это сам черт. А овинщику что? — какое ему дело до чужака — разговоры, что ли, с ним разговаривать или останавливаться? Однако черт не вытерпел и заговорил первым, просит овинщика свое имя назвать. — Имя мое? Меня зовут Сам.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования