Детская социализация

Социализация детей дошкольного возраста – вопрос, волнующий многих: и педагогов, и родителей. Педагоги вопрошают: «А как же приучить ребенка уважать чужое мнение, если «чужих» в его окружении нет?». Родители с одно стороны задумываются: «Да как же, как же наше дитятко без умения играть, уступать, дружить?» С другой заламывают руки: «А как обидят?» И вроде как никто не оспаривает пользу детских учреждений. Стоит только задумать о «социализации», как всяческие сомнения от громадной пользы общества отпадают. Но все же мифов, слагаемых вокруг пользы и вреда от них – не счесть.

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.

Социализация (от латинского sociālis — общественный) – это процесс усвоения и активного использования человеком (пусть даже и самым маленьким) норм социального общения. Не стоит думать, что такие навыки ребенок может приобретать исключительно в условиях коллектива. Ведь два – мама и малыш – уже маленький коллектив. Ребенок с самого рождения учится общаться, требовать, получать, отдавать. Семья – это тоже общество со своими канонами и правилами. И из чего, как не из семей, состоит уже большое общество.

Рано или поздно ваш ребёнок окажется среди посторонних людей и ему нужно будет правильно строить с ними отношения, чтобы найти своё место в коллективе, чувствовать себя комфортно в обществе, и как следствие – иметь все возможности для самореализации и успехов в жизни.

И если период детского сада еще можно пропустить, то школа – это некий обязательный институт, уйти из которого крайне затруднительно. И даже если и такой героический подвиг совершили родители, обучив ребенка дома собственными (или наемными) силами, даже тогда ребенку не избежать социума: ребенок – это будущий студент или слушатель, будущий работник.

Для определения своей социальной роли в семье у ребенка достаточно много времени: близкие и терпеливы, и одинаковы. Как правило, социальные роли и статус в семье у всех её членов стабильный и устоявшийся. В коллективе же сверстников ребёнок имеет возможность «выбрать роль». Здесь он сможет стать если не лидером, то хотя бы увидеть поведение лидера.

На пути становления себя в детском коллективе ребенку могут помочь … домашние. Обязательно интересуйтесь у педагогов не только тем, что ребенок съел и как засыпал, но и как он играл с другими детьми, во что играл. Вечером, после длинного дня друг без друга, обязательно спрашивайте у ребенка, что ему понравилось, чем бы хотел заняться завтра в саду.

Достаточно крепко связывают друг друга детские игры вне стен детского сада под надзирательским контролем воспитателей. Можно устраивать детские вечеринки дома, выгуливать детей на детские площадки. И для таких встреч не нужны особые усилия. Подрастающие девочки с удовольствием вместе, под контролем мамы, испекут торт, поучаствуют в импровизированном творческом вечере, закопают во дворе «секретик», примут участие в субботнике, устроят футбольный матч.

Очень важно, чтобы в коллективе, в котором находится ваш ребёнок, у него был хотя бы один или два друга. И подобными действиями вы можете помочь ему в этом.
Если у ребёнка есть увлечения, которые разделяют и другие дети, то это заметно упростит процесс приобретения друзей и будет способствовать популярности вашего ребёнка в коллективе.
Такими увлечениями может быть, например, футбол, коллекционирование чего-нибудь, книги, популярные детские журналы, изучение различных материалов через микроскоп.

Друзей по зову крови можно найти в кружках и спортивных секциях. Даже самые маленьеик 4-5 летние дети вполне способны заниматься 1-2 раза в неделю. А уж современные младшие школьники так и подавно похожи на героя известного стихотворения о «драм кружок, кружок по фото, а еще мне петь охота».

Личный наглядный пример – лучшее обучение. Если у вас много друзей, вы часто проводите совместный семейный досуг, гости в вашем доме не редкость, вы веселы и доброжелательны, то и вашему ребёнку будет легче строить взаимоотношения со сверстниками.
Но всё же не будет лишним объяснить ему некоторые вещи.
Например, рассказать об элементарных правилах этикета: о важности приветствий при встрече и прощании, о том, как и когда выражать благодарность, о поздравлениях – они тоже необходимая часть жизни ребёнка и этому тоже нужно учить.

Именно родитель должен научить ребёнка делиться, умению дарить – такое необходимое качество для дружественных отношений с другими членами коллектива.
Коллектив сверстников и отношения в нём, друзья – очень большая и существенная часть жизни ребёнка, нередко она занимает основное место в его жизни. И мы, родители, не должны пренебрегать важностью этой стороны жизни наших детей.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И задача родителей – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Сорочье гнездо

авным-давно, предавно, когда свиньи пили вино, а мартышки жевали табак, а куры его клевали и от этого жесткими стали, а утки крякали: кряк-кряк-кряк... Птицы со всего света слетелись к сороке и попросили ее научить их вить гнезда. Ведь сорока искуснее всех вьет гнездо! Вот собрала она птиц вокруг себя и начала показывать им, что да как надо делать. Прежде всего она взяла немного грязи и слепила круглую лепешку.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования