Беспорядок в детской: смириться или бороться?

Машинки, на которые можно случайно наступить, входя в комнату своего чада, разбросанные по всему полу детали конструкторов и пазлов… Еще хорошо, если беспорядок ограничивается детской территорией, но порой малыши норовят «разобраться» и в комнате взрослых, выбрасывая все из ящиков и делая самолетики из важных бумаг, лежащих на письменном столе.
Детский «талант» за считанные минуты распространять невиданный беспорядок вокруг себя, приводит многих родителей в бешенство. Возможно ли вообще как-то бороться этим явлением или «порядок» и «дети» – понятия несовместимые?

«Пока не наведешь порядок – из комнаты не выйдешь!»
Родители, живущие по принципу «Чистота – залог здоровья!» часто придерживаются жесткой позиции, день ото дня заставляя свое чадо методично раскладывать книжки по полочкам и сортировать детали конструктора после каждой игры. Формы шантажа могут быть разными: «Пока не уберешься – не получишь сладкого», «Если в комнате будет бардак – не пойдешь гулять».
Конечно, подобные методы могут принести свои плоды – ребенок из-под палки будет убирать вещи на свои (по мнению родителей) места. Однако, психологи считают, что оказание давления – не лучший способ достижения цели. Во-первых, ребенок не будет чувствовать себя хозяином своей территории, ему может быть не комфортно в своей комнате. Во-вторых, накапливается негатив в отношении родителей. И, в–третьих, подобные методы могут привести к «бунту» в подростковом возрасте и к отвращению к порядку вообще.

«Непротивление злу насилием»
Некоторые родители предпочитают «махнуть рукой» на беспорядок в детской комнате. Признаемся себе честно: бардак больше волнует нас, взрослых (особенно если вот-вот должны прийти гости, перед которыми будет неудобно!), нежели ребенка. Что же касается виновника беспорядка, то, как ни странно, он обладает способностью почти всегда найти среди гор разбросанных игрушек нужную ему вещь. В конце концов, большую часть дня ребенок играет и ему просто не понятно: зачем нужно убирать игрушки, если через пять минут снова придется их доставать?
Сторонники такой тактики считают, что в жизни детей и так существует слишком много «надо» и «нельзя» – и в детском саду и в школе. Дом – это то место, где ребенок должен чувствовать себя свободно и комфортно, детская комната – это его мир, в котором он устанавливает свои правила. К тому же, не стоит устраивать постоянные разборки из-за бардака в комнате и портить тем самым отношения с отпрыском.
Принцип невмешательства иногда может привести к неожиданным результатам: не чувствуя жесткого давления, ребенок начинает сам упорядочивать свое пространство, поскольку жить в постоянном бардаке ему становится элементарно неудобно.

«Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо – сделай его сам».
Результаты детской уборки часто совсем не соответствуют ожиданию родителей и их представлениям о чистоте. Отчаявшись переделывать «халтуру», некоторые мамы и папы смиряются с мыслью о том, что наведение порядка в детской – это родительская обязанность. По крайней мере, до определенного возраста, пока отпрыск сам не созреет до необходимости поддерживать свою комнату в приличном состоянии. Основная опасность такой позиции кроется в том, что такой возраст может и не наступить…
Отчасти уборка детской комнаты облегчает жизнь родителям – им доподлинно известно, что рубашки висят в шкафу, а учебники расставлены на книжной полке и, что у подростка в ящике письменного стола нет сигарет.

«Золотая середина»
Многие родители поняли, что понятие «порядка» в их понимании и в понимании ребенка – это разные вещи. Для них главное, чтобы дети чувствовали себя комфортно в своей среде обитания, учились по-своему структурировать пространство. «У меня дочка с трех лет убирает свои игрушки по местам, которые она сама себе придумала, – делится своим опытом одна из мам на Интернет-форуме. – Когда я определяла места для ее игрушек, уборка происходила с трудом. А когда она сама их раскладывает – ей нравится, она сама себе хозяйка в своей комнате».
Другое мнение сводится к тому, что весь день, пока ребенок играет, в комнате может царить полный беспредел. Но вечером, будь добр собрать свои игрушки!
Большинство родителей занимаются уборкой в детской вместе с ребенком. Они либо направляют его действия в нужное русло, либо берут на себя более сложные дела, оставляя ребенку те, что ему под силу.

Некоторые рекомендации

Подавайте положительный пример
В возрасте от года до трех лет у малыша особенно развито наглядно-действенное мышление. Ребенок активно подражает взрослым – повторяет слова и пытается копировать действия. Именно этот возраст оптимален для того, чтобы начать приучать малыша к порядку. Двухлетний ребенок пытается отнять пылесос у родителей и искренне радуется, если ему поручили полить цветы на окне.

Ставьте задачи по возрасту
Не стоит ждать от двухлетнего малыша, что он аккуратно расставит игрушки по полочкам. В этом возрасте еще недостаточно развита мелкая моторика рук, поэтому половина предметов окажется на полу.
Точно также пятилетний ребенок вряд ли сможет сложить свою одежду и разложить в шкафу в определенном порядке.

Постарайтесь превратить уборку в игру
До определенного возраста у ребенка нет мотивации к уборке как таковой. «Чтобы было чисто» или «чтобы было красиво» – для него ничего не значащие аргументы. Ребенку должно быть интересно и увлекательно то дело, которым он занимается. Например, пусть малыш не просто соберет кубики в корзину, а сначала найдет зеленые, потом красные и т.п.

Предоставьте ребенку некоторую свободу действий
То, что удобно взрослым, не всегда оказывается удобным для детей. Пусть сын или дочка решат самостоятельно, где будет располагаться автостоянка или где будут «жить» куклы. Ребенок более старшего возраста может принять участие в разработке дизайна или планировке комнаты – выбрать обои, аксессуары на свой вкус, придумать места для мебели.

Уберите ненужное
Если в детской комнате слишком много игрушек – упорядочить их довольно сложно даже взрослому. Лучше купить одну дорогую и качественную игрушку, нежели десять сомнительных, к которым ребенок быстро потеряет интерес. Часть игрушек, до которых ребенок еще не дорос, можно вообще убрать из его поля зрения. Если у ребенка изобилие игрушек – можно чередовать их, убирая на время одни и заменяя другими.

Отведите место для «ерунды»
Многие малыши испытывают пристрастие к предметам, которым, по мнению родителей, место на помойке. Это могут быть камешки, принесенные с улицы, конфетные фантики или яркие рекламные листовки, которые ребенок упорно тащит в дом. Не спешите отправлять это «добро» в мусорное ведро! Пусть у малыша будет небольшой контейнер для разной ерунды – в конце концов, каждый имеет право на маленькие слабости!

Поощряйте ребенка
Не забываете почаще хвалить ребенка, если он пытается (пусть даже не совсем успешно) заниматься домашними делами. Не раздражайтесь и не ругайтесь, если после его подметания пол стал еще грязнее – этим Вы навсегда можете отбить у него желание помогать Вам.

Мнение специалистов
Психологи советуют родителям не волноваться, если маленький ребенок постоянно разбрасывает свои игрушки. «Стадия беспорядка» тесно связана с общим развитием ребенка и следует беспокоиться именно тогда, когда ее нет, – считает психолог Н.А. Пастернак. – При этом самый большой беспорядок создают дети в возрасте до трех лет, так как хаос для них – это возможность познавать окружающий мир. В хватании вещей, находящихся в поле зрения малыша, в разбрасывании игрушек есть свой смысл – так дети учатся пользоваться окружающими их предметами».
О беспорядке, наводимом детьми более старшего возраста, мнения специалистов расходятся. Некоторые считают, что бардак может говорить о том, что родители уделяют ребенку мало внимания. Также беспорядок может свидетельствовать о неумении ребенка сконцентрироваться на поставленной задаче, довести дело до конца.
Есть мнение, что состояние детской комнаты отражает склад ума ребенка – если все лежит на своих местах, все расставлено по полочкам – растет «технарь», если царит беспорядок – гуманитарий, творческая личность. Наконец, «если в детской тихо и порядок – значит, дети больны!» – шутят педиатры.

Сафронова Марина
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Черт и овинщик

дин овинщик пошел в рощу веники вязать и повстречал статного барина с длинным носом. Был это сам черт. А овинщику что? — какое ему дело до чужака — разговоры, что ли, с ним разговаривать или останавливаться? Однако черт не вытерпел и заговорил первым, просит овинщика свое имя назвать. — Имя мое? Меня зовут Сам.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования