Как научить ребенка постоять за себя?

Подготовка к школе включает в себя не только покупку красивого ранца и посещения подготовительных занятий, помимо этого есть крайне важный показатель психологической готовности ребенка к школе.

Вне зависимости от того, посещает ли Ваш ребенок ДОУ (дошкольное общеобразовательное учреждение) или нет, но к семи годам он непременно переживет непростой период привыкания к новому детскому коллективу в школе.

Именно новизна отношений заставляет всех родителей беспокоиться о том, как пройдет адаптация у их детей. От сложностей не застрахованы ни заводилы, ни тихони, ведь даже если ребенок занимал устойчивую позицию лидера среди сверстников на детской площадке или в ДОУ, нет никаких гарантий, что в школе произойдет тоже самое.

В случае, если у ребенка ранее были трудности с адаптацией в коллективе, родители беспокоятся вдвойне: сможет ли их ребенок постоять за себя в конфликтной ситуации и занять приемлемое место среди одноклассников? Ведь речь идет не о нескольких годах, как в детском саду, а о почти десятилетии жизни, которое дети пройдут вместе.

Что же может спровоцировать ситуацию агрессии со стороны одноклассников?

Детям свойственно обращать внимание, обычно далеко не благожелательное, на сверстников, которые отличаются от них самих по ряду внешних признаков и привычек. Можно сказать, что «группу риска» составляют дети с необычной внешностью, например, страдающие излишней полнотой или косоглазием, лопоухие, рыжие дети. Для взрослых очевидно, что дразнить одноклассника за нестадартную внешность некрасиво, неприлично и стыдно, однако, первоклашки этого обычно не понимают.

Если Вы предполагаете, что Вашего ребенка могут дразнить именно по этой причине, постарайтесь соблюсти золотую середину. С одной стороны, не стоит заранее предупреждать ребенка, что его могут дразнить в школе, например, из-за больших ушей. Ведь этого может и не произойти, так зачем вселять в малыша мысли о собственной «неполноценности»? С другой стороны, небольшой тренинг уверенности в себе скорее всего не повредит малышу, в Ваших силах подобрать фотографии ученых и знаменитых взрослых, которых природа также одарила тучностью, или лопоухостью или прочими вариантами нестандартной внешности.

В случае, когда Вы точно знаете, что Вашего ребенка дразнят, лучше всего немедленно обратиться за помощью к психологу и к классному руководителю.

Другая «внешняя» причина, по которой ребенка могут дразнить сверстники, это такое болезненное состояние, как энурез. Задача родителей выполнять все советы психоневролога, подбадривать ребенка и ни в коем случае не заниматься самоуспокоением: «Само пройдет! Не будет же он писаться до свадьбы...»

Важно также следить за тем, чтобы одежда Вашего ребенка была всегда опрятной и, по возможности, соответствовала веяниям детской моды. В этом смысле большой подмогой для родителей является обязательная и единая для всего класса школьная форма.

Ваш ребенок не отличается особенностями внешности, не страдает энурезом или иными «стыдными» с детской точки зрения привычками, всегда опрятен и хорошо учится? Что ж, для того, чтобы перестать беспокоиться о его адаптации в коллективе, остается выяснить, умеет ли он общаться со сверстниками?

Возможно, Ваш ребенок спокоен, уверен в себе и не нуждается в самоутверждении за счет унижения более слабых, Ваш ребенок хорошо воспитан и ему даже в голову не прийдет обижать товарища ради забавы. Увы, не все дети таковы, как правило, в классе всегда есть несколько заводил (или другими словами детей-агрессоров), которые нуждаются в постоянной демонстрации собственного превосходства и значимости.

Как сделать так, чтобы Ваш мирный и толерантный ребенок сумел справиться с возможными нападками такого ребенка-агрессора?

Папы в таких случаях говорят, что нет лучшего лекарства против забияк, чем бокс/ карате/ айкидо и прочие виды боевых искусств. Однако, мы бы поостереглись давать совет учить ребенка решать проблемы кулаками.

Во-первых, нравы современных детей далеки от благородных понятий о дуэли один на один. Нередки драки, точнее, избиения, когда несколько человек нападают на одного. Прежде чем внушать ребенку уверенность в силе собственных кулаков и учить отвечать на обиду действием, подумайте, справится ли Ваш малыш, если забияка приведет на помощь друзей, братьев или иную подмогу?

Во-вторых, детям не свойственно до конца понимать последствия собственных поступков. Если Ваш сын выполнит инструкцию воинственного папы и «двинет этому «обзывале» прямо в лоб», в результате чего ребенок получит травму, то виноваты будете именно Вы.

Тем не менее, доля правды в кулаках все-таки есть. Дети-агрессоры, как правило, ищут безответную жертву, поэтому если Ваш ребенок будет уметь дать сдачи или всем своим видом показать готовность ответить на оскорбление, то обидчик скорее всего переключится на более доступную жертву.

Спорт и хорошая физическая подготовка, конечно, будут служить Вашему ребенку подспорьем при адаптации в детском коллективе.

Тем не менее, нередки случаи, когда тщедушный, не выдающийся в физическом смысле забияка, командует своими более сильными товарищами. Главное в ситуации нападок на ребенка не сила обидчика, а его психологическое превосходство.

Перечислим основные способы противостояния вербальной (или психологической) агрессии, которым Вы в игровой форме можете научить Вашего ребенка.

Способ №1: сбить обидчика с толку неожиданной реакцией. Поскольку ребенок-зачинщик ждет от своей жертвы слез, попытки кинуться с кулаками или иного предсказуемого «ответа», то спокойная реакция может сбить с толку обидчика и заставить его отстать.

Способ №2: игнорирование обидных слов и дразнилок. Например, Вы можете научить ребенка не поддаваться на провокации и не отзываться на обидные клички, а отзываться только на собственное имя.

Способ №3: отшучивание прибаутками. Например, из поколения в поколения кочуют отговорки такого типа:

А кто обзывается,
Сам так называется!

Твое слово от меня
Переходит на тебя!

и т.п.


Способ №4: простейший способ — умение тоже ответить дразнилкой. Надо объяснить ребенку, что идеальных людей нет и в крайнем случае допустимо наити и озвучить проблемы ребенка-агрессора. Ведь и у обидчика есть какие-нибудь недостатки?

Помимо прямой травли или активных насмешек возможна латентная (пассивная) форма неприятия сверстниками «непопулярных» одноклассников. Это выражается в том, что ребенка не приглашают в командные игры, не стремятся сесть с ним за одну парту, отвечают отказом на просьбу принять в игру.

Причины могут быть различными, например, неумение ребенка предлагать дружбу: излишняя навязчивость, «прилипчивость» или, наоборот, агрессивные методы привлечения внимания (толчки, щипки и т.п.). Если Ваш ребенок «непопулярен», вряд ли у Вас получится самостоятельно разобраться, в чем причина. Лучший совет в данном случает — это обращение к психологу.

Для своевременного выявления возможных проблем старайтесь развивать доверительные отношения со своим ребенком. В этом случае Вы непременно заметите признаки неблагополучия и сможете вовремя помочь ребенку. Такими признаками может быть беспричинное нежелание идти в школу, редкие рассказы о классных товарищах, затруднения при необходимости позвонить одноклассникам и узнать домашнее задание. Если Вы получили подобный «тревожный звоночек» - немедленно навестите и расспросите классного руководителя.

Логинова Юлия
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай, или Птички-неразлучницы

ила давным-давно в Китае девушка по прозванью Чжу Ин-тай. Была она пригожа и умна — не только драконов отменно рисовала и вышивала фениксов, знала еще иероглифы и старинные книги могла читать. Задумала Ин-тай в город Ханчжоу пойти к знаменитому учителю, мудрости у него поучиться. Но как пойдешь, коли обычаи предков запрещают девушке одной отправляться в дальние края? И решила Ин-тай переодеться мужчиной. Надела она мужское платье и пошла по дороге, которая вела в Ханчжоу.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования