Особенному ребенку – образование без особенностей

Журнал » Дети » Особые дети

Инклюзивное образование… Такие слова вселяют надежду в сердца многих матерей и отцов. Такое образование предполагает необходимость (именно необходимость!) обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах, в условиях равного отношения ко всем ученикам, но в условиях, приспособленных для детей, имеющих особые образовательные потребности. 
Если в западных странах считается абсолютной нормой совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов с самыми разными диагнозами то в России такая практика существует совсем недавно, и количество школ, работающих по данной программе, очень невелико. Согласно европейской статистике, идеальным соотношением здоровых и особых детей в рамках инклюзивного образования считается один к десяти. Отечественные школьники-инвалиды и их родители предпочитают скрывать и скрываться: ни в школьных коридорах, ни на детских площадках мы не встретим понимание и равенство детей-инвалидов с их здоровыми сверстниками.

Безусловно, в России, где долгое время традиционно на проблемы детей-инвалидов закрывали глаза, где общество привыкло смотреть на инвалида, как на второсортного человека, внедрение такой практики многим осложняется. Восприятие ребенка-инвалида педагогами общеобразовательных учреждений стереотипно негативно. Родители здоровых детей в подавляющем большинстве не готовы к массовому введению инклюзивного образования. Но «не готовы» и сами образовательные учреждения. В них отсутствуют необходимые удобства для детей-инвалидов: пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, световые и звуковые сигналы, иные необходимые технические и инженерные приспособления.

В Москве по программе инклюзивного образования работает 47 школ. В качестве экспериментальных, такие школы существуют и в других субъектах РФ, но охват общеобразовательными школами детей-инвалидов по-прежнему остается низким.

Чем же так привлекательна программа инклюзивного образования? И чем она может быть полезна обществу и здоровым детям?
Российский менталитет в отношении к инвалидам очень жесток. Это и агрессия, и насмешки, игнорирование, осуждение, и даже отвращение, а также и обидные для особого ребенка проявления «жалости». Ведь в действительности инвалиду, как ребенку, так и взрослому, для того, чтобы он чувствовал себя комфортно за пределами своей квартиры, необходимо, чтобы его воспринимали «нормальным», таким, какой он есть. Чтобы ему при этом были доступны элементарные блага человечества - поход в магазин или аптеку, кинотеатр, проезд на транспорте и, безусловно, обучение, получение профессии и трудоустройство.

Единственная возможность полноценной и постепенной интеграции инвалидов в общество, ибо механически в короткий промежуток времени это сделать невозможно, начинается с раннего детства. И если сегодняшние дети – будущие учителя, социальные работники, инженеры, управленцы – будут расти не в условиях изоляции от деток с медицинскими проблемами, а рядом с ними и наравне с ними, то и проблемы инвалидности будут восприниматься ими в будущем совсем иначе. Как минимум, здоровых детей это сделает более гуманными. Как максимум, на инвалидов в будущем перестанут смотреть исключительно как на статью расходов, инвалиды будут находить себе работу согласно профессии и возможностям, и будут защищены не только голым законом, но и общечеловеческой нравственностью, высокими моральными принципами и неспецифическим отношением к себе и своим проблемам во всех сферах жизни. Не говоря уже о том, что это может коснуться каждого из нас, наших близких: несчастный случай, коварная болезнь, старость. Инвалидность не должна становиться чертой, отделяющей человека от полноценной, в рамках своих возможностей, жизни.

Аникина Мария
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Дурень

ила-была вдова; у нее был сын дурачок. Он только и делал, что в гармонию играл. Вот ему мать и говорит: «Что ты все играешь! Ты бы куда-нибудь пошел!» Дурак пошел, вышел за дворы; его дядя с сыновьями сеет хлеб. Вот он и говорит: «Дай бог упасть, чтоб пропасть!» Они его ухватили и давай бить, оттаскали его. Приходит он домой и плачет. Мать стала спрашивать: «О чем ты, сын, плачешь?» — «Меня дядя оттаскал; он что-то на поле бросал, я ему сказал: «Дай бог упасть, чтобы пропасть», он и давай меня таскать».

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования