Что такое норма и отклонения в психическом и психологическом развитии?

Журнал » Дети » Особые дети

Сейчас понятие «норма в психическом развитии детей» является статистическим, полученным на основе психолого-педагогических исследований в середине XX века. Выявленные результаты стали чем-то вроде эталона, поскольку произошедшие впоследствии масштабные события в жизни страны значительно повлияли на психику детей. Однако, учитывая акселерацию, темп жизни и другие факторы, возникла необходимость создания новых норм психического развития, и по этому поводу среди специалистов сейчас нет единого мнения.

К тому же, что сейчас следует принимать за норму? Конечно, есть определенные психологические рамки для каждого возраста, но и это является довольно-таки условным делением. Например, считается, что к концу первого года своей жизни ребенок должен заговорить. Если этого не случилось, то в медицинской карте появляется соответствующая запись, которая не может не расстраивать родителей. Здесь неизбежно возникает вопрос: а как же индивидуальность ребенка? Считается, что каждый ребенок уникален, и развитие у него сугубо индивидуальное. Вогнать его в определенные рамки – значит, давить психологически, а это может негативно сказаться на поведении и впоследствии, на формировании личности ребенка. Поэтому до сих пор за нормы сейчас принято считать критерии возрастной нормы, принятые в прошлом столетии.

А что же считается отклонением? Отклонения, в большинстве случаев, воспринимаются в виде нарушений психического развития. Здесь существует несколько критериев определения отклонения в психике ребенка: возрастная и половая особенность поведения ребенка, длительность расстройств (нарушений), внешние обстоятельства (обстановка в семье, отношения со сверстниками и т.д.), степень нарушения, типы симптомов, тяжесть, их частота и ситуативность. Здесь очень важно учитывать, прежде всего, тот факт, что для каждого возраста эти критерии проявления отклонений специфичны: то, что считается нормальным в четырехлетнем возрасте, должно вызывать серьезные беспокойства у десятилетнего ребенка. Следует также отметить, что, поскольку социально-политические изменения конца XX начала XXI внесли значительные коррективы в психологию детей, кривая определения нормы и отклонения постоянно смещается. Данное явление носит маятник, и, чем сильнее смещение, тем сильнее колебания маятника, что, конечно, создает определенные трудности для врачей, педагогов.

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Морской царь и Василиса Премудрая

а тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам, долгое время дома не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведает. Стал он держать путь в свое государство, стал подъезжать к своей земле, а день-то был жаркий-жаркий, солнце так и пекло! И напала на него жажда великая; что ни дать, только бы воды испить!

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования