Дети с отставанием в речевом развитии

Журнал » Дети » Особые дети

Отставание в речевом развитии или задержка речевого развития (ЗРР) может быть обусловлена объективными причинами, и не вести к каким-то серьёзным последствиям, а может быть следствием слабого развития или поражения ЦНС или головного мозга в родовой и предродовой периоды, и тогда это, к сожалению, до конца не компенсируется ничем. ЗРР так же может быть связана с инфекционными заболеваниями, перенесёнными ребёнком в возрасте до двух лет, черепно-мозговыми травмами, преждевременными родами, сильными стрессами.

Очень важен для детей эмоциональный и тактильный контакт с родными и близкими. Ведь ЗРР часто не столько осложнение какого-либо психического заболевания или умственная отсталость, а элементарный дефицит любви, душевной близости и внимания взрослых.

Бывают у малышей и просто особенности характеров. Кто-то «молчун», а кто-то без перерывов «щебечет», однако раньше и лучше заговаривают те малыши, которые больше и полнее чувствовали на себе заботу родителей, тёплый контакт с близкими и с кем активно занимались развитием мелкой моторики.

Физиология взаимосвязи моторики рук детей и речи такова: участки головного мозга, отвечающие за речь и за мелкую моторику, примыкают друг к другу. Но мелкая моторика развивается раньше и интенсивнее, получается, что она как бы стимулирует соседний – артикуляционный - участок.

Индивидуальные особенности характера ребёнка от настоящих речевых нарушений отличить не сложно. Ребёнок с ЗРР отстаёт от сверстников на 2 – 3 года. Если ребёнок к трём годам не научился связно выражать свои мысли и желания, его речь ограничена произнесением простых слов и словосочетаний, а вот предложения не даются, если он «не замечен» в словотворчестве и затрудняется в идентификации оттенков слов и смыслов, неправильно согласовывает части речи, ошибается с предлогами и глагольные формы, путается в смыслах слов, значит, отставание в речевом развитии присутствует.

Часто люди ведут детей с ЗРР к логопеду. И зря, потому как логопеды работают с дефектами атрикуляции, а с нарушениями речи борются невропатологи совместно с психологами. Детишкам с ЗРР необходимы массаж, специальный подвижные игры на развитие общей и особенно мелкой моторики, различные стимулирующие к общению с миром занятия. Важно также, чтоб ребёнок не просто говорил, а говорил связно и осознанно, соотнося слова с их значениями.

Речь формируется в три этапа. Первый – довербальный (1 – 2 года)- у ребёнка накапливается словарный массив, и он уже чуть-чуть говорит. В этот период чрезвычайно значима мотивация к общению. Итог этого этапа – понимание простой речи взрослых, большой пассивный словарный запас, стремление объясняться с взрослыми самостоятельно.

2 этап (2 – 3 года) - Активность. Ребёнок охотно и много говорит, осваивая словообразование и грамматику. У него появляется фонемический слух, заинтересованность в вопросах и ответах о мире и себе. К концу 3-его года в памяти ребёнка уже около 1000 осмысленных слов.

3 этап: Постоянное совершенствование(от 4 лет и далее). Ребёнок совершенствует речь. Переходит к «взрослому» стилю общения.

У детей, отстающих в речевом развитии, сбой происходит в самом начале – на этапе формирования речи. На втором проблемы усугубляются, и становятся заметны окружающим. Чем раньше начнётся корректировка, тем более вероятен благоприятный прогноз. Если же ЗРР – это только осложнение более серьёзного диагноза – например, задержка психологического развития или постнатальная энцефалопатия, синдром Дауна и пр., здесь всё будет зависеть от «поведения» основного заболевания.

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай, или Птички-неразлучницы

ила давным-давно в Китае девушка по прозванью Чжу Ин-тай. Была она пригожа и умна — не только драконов отменно рисовала и вышивала фениксов, знала еще иероглифы и старинные книги могла читать. Задумала Ин-тай в город Ханчжоу пойти к знаменитому учителю, мудрости у него поучиться. Но как пойдешь, коли обычаи предков запрещают девушке одной отправляться в дальние края? И решила Ин-тай переодеться мужчиной. Надела она мужское платье и пошла по дороге, которая вела в Ханчжоу.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования