Зачем ребенку детский сад

Журнал » Дети » Образование

С рождения и до определенного возраста малыш развивается и воспитывается дома. Но что происходит, когда ребенок оказывается вне родных стен? Как может повлиять на восприятие окружающего мира то или иное общество, конкретный «чужой» взрослый или ребенок? Что ожидает маленького человечка? Способствует ли ранняя социальная жизнь малыша более благополучной адаптации в обществе, пониманию законов нашего жестокого мира и учит ли выживанию в нем? Или, напротив, отрицательно влияет на психику, моральные устои, отношения в семье?

Попробуем ответить на эти вопросы.

В благополучной семье, как правило, прихоти и капризы малыша в значительной мере подлежат исполнению. Ребенку уделяется много времени и внимания, его не обижают, не обзывают, не отнимают игрушки, не прогоняют, от него практически ничего не требуют. А если и что-то просят сделать, то в первую очередь родители стараются, чтобы ребенок захотел это сделать сам. Мама и папа всегда готовы выслушать ребенка, объяснить, что, зачем и почему, вмешаться в споры на детских площадках, помочь пережить разочарование, например, от того, что не получился куличик, или детки постарше не приняли в свою игру, или кто-то «невоспитанный» ударил, и так далее.

Первый серьезный опыт коллективного общения у детей происходит в детском саду, некоторых крох приводят в группу уже в полтора года. Обычно к такому повороту событий подавляющее большинство детей относится негативно. Ещё бы! Если ребенок смог бы описать свои чувства и переживания в саду, то получилось бы примерно так: из родного уютного дома, от заботливых родителей его изъяли и поместили в чужое, враждебное ему и его чувствам место, где ему совсем не к кому подойти и поделиться своими переживаниями, задать вопросы. Воспитатели в крайне строгой манере заставляют то сидеть на стульчиках, то соблюдать тишину, то не разрешают брать игрушки, то ругают непонятно за что. Дети тоже все чужие и непонятные: одни ревут, другие то норовят задеть, то показывают язык, то бесцеремонно вырывают все из рук. День за днем малыши вынуждены приспосабливаться к новым условиям и порядкам. В силу своего воспитания и характера, а также обстановки в саду, детям предстоит самим принимать решения, от которых дальше может зависеть очень многое. Например, как вести себя с воинственными ровесниками: обходить стороной этих задир или давать им сдачи, или вовсе самому перенять агрессивную манеру поведения. Кто-то вдруг осознает, что для благосклонного отношения воспитательницы нужно «смотреть ей в рот», а также ябедничать, льстить, поддерживать имидж послушного ребенка. В раннем возрасте в коллективе уже можно выделить детей-лидеров, хотя до школы всё ещё может измениться. Как правило, легче приживаются дети, которые еще до детского сада активно общались с другими детьми, у кого есть братья и сестры с небольшой разницей в возрасте, но это справедливо лишь на начальном этапе посещения детского сада.

Бытие детей как бы раздваивается: одна жизнь – в семье, и совершенно другая – в саду. Эти «жизни» отличаются и правилами поведения, и формой взаимоотношений (между членами коллектива/ членами семьи), и местом ребенка (в обществе/семье). Дети старшего дошкольного возраста легко воспринимают перемену времяпрепровождения дома или в коллективе, находят себе друзей, вполне могут дать собственную оценку поведения ровесника или педагога. Дети младшего возраста путаются, нередко не понимают, кто прав, а кто нет, перенимая всё, что видят. Дети ясельного возраста все ещё очень нуждаются в маме, не всегда могут выразить свои мысли и не всегда понимают, что от них хотят. Дома малыши, начавшие садовскую жизнь, становятся капризными или агрессивными, у некоторых ухудшается речь, возвращается проблема «мокрых штанов». Это говорит о том, что такие детки не готовы к саду, для них это огромный стресс. Безусловно, со временем они свыкнуться с необходимостью посещать садик, привыкнут к одногруппникам и новым порядкам, но подобное насильственное отделение малыша от мамы является психологической травмой, и в целом, не способствует благополучной адаптации в обществе.

Какие плюсы социализации можно найти в посещении ребенком обычного детского сада?

  1. Конкуренция при выполнении заданий, в играх мотивирует к наилучшему исполнению работы, соблюдению правил.
  2. В спорных ситуациях дети учатся находить компромиссы.
  3. Дружба и вражда. С одними детьми ребенок общается охотно, помимо совместных игр, он учится взаимовыручке, сочувствию, находит общие интересы. С другими детьми, наоборот, играть и общаться ребенку дискомфортно. Но он учится с ними мирно сосуществовать.
  4. В саду у детей есть широкие возможности как учиться на ошибках других, так и перенимать положительный опыт.

Помимо детского сада, ребенок учится опыту общения и взаимоотношений в кружках, в гостях, на детской площадке, и даже в транспорте и в магазине. Но в данном случае ребенок не дистанцирован от родителей, и подобная социализация служит как естественный фон, дополнение к домашнему воспитанию.

В любом случае, выбор – за Вами.

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лян Шань-бо и Чжу Ин-тай, или Птички-неразлучницы

ила давным-давно в Китае девушка по прозванью Чжу Ин-тай. Была она пригожа и умна — не только драконов отменно рисовала и вышивала фениксов, знала еще иероглифы и старинные книги могла читать. Задумала Ин-тай в город Ханчжоу пойти к знаменитому учителю, мудрости у него поучиться. Но как пойдешь, коли обычаи предков запрещают девушке одной отправляться в дальние края? И решила Ин-тай переодеться мужчиной. Надела она мужское платье и пошла по дороге, которая вела в Ханчжоу.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования