Почему собака лает и что еще должен знать будущий первоклассник?

Согласно российскому «Закону об образовании», «дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс школ независимо от уровня их подготовки». Закон запрещает школам «осуществлять прием детей на конкурсной основе».

Приказ Департамента образования города Москвы гласит: «Гражданам может быть отказано в приеме в конкретное образовательное учреждение только по причине отсутствия свободных мест», «При подаче документов для зачисления в первый класс проведение испытаний (экзаменов, тестов, конкурсов, собеседований и т.п.) не допускается»,

Несмотря на эти положения, требования учебных заведений к знаниям и умениям будущих первоклассников повышаются из года в год. Почему это происходит?

Во-первых, современные школьные программы рассчитаны на динамичное освоение больших объемов материала. Мы в наши школьные годы могли изучать одну букву на протяжении двух уроков. Сейчас школьникам приходится буквально схватывать информацию на лету. Первокласснику, не имеющему определенной базы знаний, будет трудно включиться в ритм класса.

Во-вторых, по результатам ознакомительных собеседований во многих школах происходит формирование классов. Например, в класс «А» определяются дети с высоким уровнем знаний, а в класс «Б» – менее подготовленные ученики.

Наконец, в-третьих, в законах и приказах есть «лазейки». Они не запрещают проводить конкурсы и тестирования на дошкольные отделения, которые существуют при многих спецшколах, центрах образования и т.п. Не секрет, что в начальную школу в первую очередь зачисляются именно выпускники подготовительных курсов – для остальных действительно не остается свободных мест.

Как бы то ни было, вопросы, задаваемые на школьных собеседованиях, иногда способны поставить в тупик даже взрослого человека. Например, не каждый сможет понять суть вопроса «Почему собака лает?» Правильный ответ: она таким образом общается, выражает свои эмоции – радость или недовольство.

Какие еще каверзные вопросы могут подстерегать ребенка при поступлении в школу? Многие учебные заведения работают по своим методикам и программам, поэтому поинтересоваться требованиями к будущим первоклассникам лучше всего непосредственно в интересующей школе.

И все же – есть ли какие-то «официальные рекомендации»? Приведем выдержку из сборника справочно-информационных материалов «Первый раз в первый класс» Южного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы:

 

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  • • уметь чётко произносить все звуки речи
  • • уметь интонационно выделять звук в словах
  • • уметь выделять заданный звук в потоке речи
  • • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
  • • уметь произносить слова по слогам
  • • уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
  • • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.
  • • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)
  • • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)
  • • уметь составлять несколько предложений о предмете
  • • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
  • • уметь наизусть читать любимые стихотворения
  • • знать автора прочитанного стихотворения
  • • уметь последовательно передавать содержание сказки.

 

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:

  • • знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
  • • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
  • • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  • • знать знаки +, -, =,<, >.
  • • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)
  • • уметь соотносить цифру и число предметов
  • • уметь сравнивать 2 группы предметов
  • • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
  • • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  • • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
  • • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

 

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их отличительные признаки
  • • уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова …)
  • • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…)
  • • иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая …)
  • • знать 1-2-3 комнатных растения
  • • знать названия 12 месяцев года
  • • знать названия всех дней недели

 

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:

  • • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме
  • • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
  • • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Сафронова Марина
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Арев и Краг

огда земля породила людей, в мире властвовали тьма и холод. Арев и Краг только-только учились ходить. Жили они с племенем в одной из пещер тогда ещё молодого Арарата. Взрослые мужчины охотились и нередко становились жертвами хищников: те видели в темноте лучше человека. Добыть зверя мог лишь сильный, который сам и съедал почти всё добытое. Поэтому златокудрая Арев и кудрявый Краг нечасто лакомились сочным мясом. В мечтах о еде прошло детство. Однажды в пещере поднялся невообразимый шум. Кто-то предложил охотиться сообща. Это не понравилось сильным охотникам.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования