Добрые дети

«Ты был хорошим мальчиком?», - спрашивает аниматорный дед Мороз у очередного испуганного  малыша. Получив невнятный кивок, отдает ему стандартный подарок в стандартной жестяной банке и обращается к следующему ребенку. Так, по кругу, выясняет, что все дети были в этом году хорошими, слушались пап и мам. А что же такое – «хороший» ребенок? Послушный? Послушный воле родителей (и не прислушивающийся к себе). Спорно, не так ли? Хорошо учился? Ну так пятерки в дневнике сейчас не означают истинные знания и интерес к научной жизни, скажем, лет через 10. Добрый? А вот эта категория, пожалуй, не вызывает спорных вопросов. Быть добрым – это то определение, которое однозначно понимается всеми (и дед Морозами в том числе)

Так как же воспитать доброту?

Достаточно многие молодые родители думают не о том, каким человеком вырастет их ребенок, а том, кем он станет, какую роль займет, как устроится в жизни. Современный мир диктует свои условия – выживает и процветает сегодня тот, кого отличают напористость, стремления, воля, умение отстаивать свои интересы любой ценой. Так называемое умение пробиться гораздо важнее, чем доброта и отзывчивость. Агрессивные качества личности вместе с великолепно развитым интеллектом – вот залог успеха любого современного человека.

Однако, в гонке по вертикале мы забываем, что настоящие волевые качества не только не исключают чуткость и внимание к другим, но и предопределяют их. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Если вы пойдете таким путем в воспитании, то в его сердце поселятся чуткость и благодарность к людям.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет. Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

Вероятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос человеком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать, принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у своего чада.
И воспитание такое начинается с поощрения. Мы же хвалим детей за аккуратность за столом, за  самостоятельность, за подарок маме на 8 марта. Так же мы должны хвалить и проявления доброты. Ребенок поделился с другом игрушкой в песочнице? Похвалите его за это. Ребенок позаботился о вас? Похвалите его. Не пропускайте ни одного даже самого маленького движения доброты. Пусть маленький шажок в сторону отзывчивости станет первым шагом на пути доброты. Таких уроков потребуется немало. И начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться. Сущность доброты – способность сопереживать. Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные», но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет.

Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в которых представлены поучительные рассказы. Эти незамысловатые истории помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пределах его понимания. Объясните ребенку на его языке такие философские понятия, как доброта, зло, красота, сопереживание, милосердие. Приведите примеры из сказок (уже написанных, или придуманных вами самостоятельно).

Очень часто малыш в одиночестве смотрит мультфильмы, слушает пластинки или диски. Обычно после такого просмотра или прослушивания родители не беседуют с ребенком.
О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие выводы делает – неизвестно. Стоит обсуждать с ребенком абсолютно все увиденные или прочитанные ему истории. Так вы лучше поймете ребенка и сможете его направить в то русло, которое сами сочтете нужным.

Одну и ту же историю разные дети воспринимают по-разному. Помните мультик про котенка по имени Гав и его друга Шарика? В одном из приключений друзей Шарик дал котенку на хранение котлету. И Гав так переживал, что не сможет ее сохранить, что … съел ее. То есть надежно спрятал в собственном животике. Шаловливый ребенок увидит в этой истории хитроумный ход: действительно, котлетку теперь никто не достанет, она надежно спрятана. Справедливый ребенок расплачется: Гав отнял у Шарика его котлету и Шарик останется голодным. Добрый ребенок порадуется за Гава: Шарик отдал свою еду другу! А какую версию происходящего преподнесете своему ребенку вы? Сравните, что подумает ваш малыш и то, что думаете вы. Из малюсенькой истории с неоднозначным выводом можно вывести целый разговор об ответственности, щедрости и навыках дружбы.

Недостаточно спрашивать у детей: «Тебе понравился мультфильм (или спектакль)?» Обязательно обсудите, почему именно так произошло, а не иначе. Почему добро побеждает зло? Кого из героев можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события?»

Чутко и внимательно следите за тем, как общается ребенок со своими сверстниками на детских площадках. Вполне тривиальные сцены между детьми могут стать кирпичиками в стене равнодушия и черствости. Обязательно учите ребенка делиться игрушками (но соблюдая и собственные границы). Умение лавировать между своими собственными потребностями и желаниями окружения – это целое искусство.

Вообще, воспитание – это, скорее, искусство, чем наука. Так что желаем Вам создать свой собственный шедевр и насладится процессом его созидания.

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Как мужик с чертом урожай делили

или два хозяина. Поля у них рядышком лежали. Да только вот беда: у одного урожай хороший, а у другого совсем никудышный, хоть оба одинаково бога молили. Не выдержал хозяин-неудачник, стал просить черта, чтобы помог ему урожай вырастить. И подумать только — такой хлеб вымахал, что любо-дорого. Вот как-то в воскресенье пошел этот хозяин поле оглядеть и столкнулся с чертом.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования