Стереотипы воспитания

Все мы находимся под влиянием многочисленных стереотипов, в том числе и касающихся воспитания детей. Например, девочки должны носить розовое, а мальчики – голубое. Дочерям нужно покупать куклы, а сыновьям – машинки. Откуда исходят эти представления, глубоко укоренившиеся в сознании большинства людей? Стоит ли пытаться противостоять им или стереотипы – это не такое уж большое зло?

Стереотип №1. Розовое – для девочек, голубое – для мальчиков.

Рассматривая фотографии, на которых запечатлен торжественный момент выписки из роддома, почти всегда можно безошибочно определить пол младенца, находящегося в руках счастливых родителей. Классический опознавательный знак – цвет ленты, которой перевязан кружевной сверток с малышом. Если она розовая или красная – родилась девочка, если голубая или синяя – мальчик.

Согласно одной из версий, эта традиция уходит корнями еще в петровские времена. При крещении великие князья (сыновья и внуки императора) награждались орденом св. Андрея Первозванного и синей лентой. Великие княгини (императорские дочери и внучки внучкам) получали орден св. Екатерины и красную ленту. В дальнейшем обычай использования лент (уже без награждения орденами) распространился среди русской интеллигенции.

Книга «Мужчины и Женщины: как правильно одеваться» утверждает, что стереотип «розовый цвет – для девочек, голубой – для мальчиков» закрепился только в 50-х годах XX века. В 1914 году американская газета «The Sunday Sentinal» советовала своим читателям прямо противоположное: «Если вам нравиться одевать своих детей в одежду подходящего цвета, и если вы следуете традициям, то используйте розовый цвет для мальчиков и синий для девочек» (источник: сайт www.po4temu.ru).

В наше время никого не удивит даже видный политический деятель (мужского пола), щеголяющий в розовой рубашке или галстуке цвета фуксии. Почему же мы так консервативны при выборе одежды для ребенка? Дизайнеры советуют не бояться экспериментировать с цветами детских нарядов. Голубой плащ может так же эффектно смотреться на девочке, как и красный свитер на мальчике. Гораздо важнее обращать внимание на то, чтобы выбранные тона сочетались с оттенком кожи, глаз и волос ребенка.

Стереотип №2. Мальчик – будущий добытчик. Девочка – будущая хранительница домашнего очага.

Наверное, все обращали внимание на то, что в крупных детских магазинах игрушки для мальчиков и девочек располагаются в разных отделах. Традиционный ассортимент мальчишеских полок включает в себя конструкторы, машинки, самолеты, военную технику, оружие, роботов и суперменов. На девичьей территории можно встретить всевозможных кукол, одежду, посуду и домики для них, уменьшенные копии бытовой техники – пылесосов, кухонных плит, стиральных машинок и утюгов (куда смотрят феминистки?).

Игрушки являются своеобразным отражением социальных ролей, уготовленных для мальчиков и девочек. Еще в первобытно-общинном обществе существовало разделение обязанностей на женские и мужские. Мы помним из школьных учебников истории, что в древние времена женщины собирали ягоды, мастерили одежду из шкур животных, берегли огонь в пещерах и нянчили детей, в то время как мужчины были заняты охотой и добычей пропитания.

Этот стереотип не сильно изменился и по прошествии веков – до сих пор многие видят основное предназначение женщины в ведении хозяйства и воспитании потомков, а мужчины – в обеспечении семьи всем необходимым для этого.

Сегодня социологи говорят о тенденции к пересмотру традиционных мужских и женских ролей. Представительницы прекрасной половины человечества все чаще занимают политические посты и руководящие должности в крупных компаниях и зарабатывают не меньше (а то и больше), чем их мужья. Правда, мужчины, делегировав женщинам часть своих полномочий, не спешат наводить порядок в наших делах. Видимо, они не чувствуют себя ущемленными из-за того, что слишком мало времени проводят у плиты или не распоряжаются расходом домашней бытовой химии.

Большинство родителей воспитывают своих сыновей в духе того, что мальчик должен быть сильным, смелым и мужественным. Часто можно услышать: «Ну что ты плачешь? Ты же не девчонка!». Не в этом ли кроется причина того, что многим мужчинам так трудно говорить о своих чувствах и проявлять эмоциональную открытость?

Родители внушают дочке, что девочка должна быть послушной, доброй, мягкой, красивой и спокойной. Слишком бурная активность – удел мальчишек. «Она ничего не хочет достигать сама, –  жалуется отец 16-и летней дочери. – Грезит только о том, чтобы удачно выйти замуж». А подросшая девочка мечтает, подобно кукле Барби, жить в большом особняке, менять наряды и проводить все свободное время в салонах красоты.

Стереотип №3. Девочкам – куклы, мальчикам – машинки.

Девочка, предпочитающая куклам пистолеты и машины, подчас вызывает беспокойство родителей, а тем более бабушек и дедушек: вдруг вырастет взбалмошная, агрессивная особа? Не слишком ли рано она стала проявлять интерес к противоположному полу, играя в войну, футбол или автогонки с мальчишками?

Всегда забавно наблюдать, как авто-леди, открывающая капот своей машины (спрашивается: для чего?!), начинает беспомощно хлопать ресницами. Может быть, женское нежелание вникать в техническое устройство автомобиля объясняется запомнившимися мамиными словами: «машинки – это для мальчишек»?

Еще больше пугает родителей сын, заглядывающийся на игрушечные коляски с куклами или наборы мебели для детской кухни. Не свидетельствует ли это о том, что со временем у него разовьются нетрадиционные сексуальные наклонности? От греха подальше, мы берем малыша за руку и отводим в соседний отдел, пытаясь обратить его внимание на игровой столик с инструментами или парковку.

Не потому ли так редко можно встретить папу, гуляющего с детской коляской, ухаживающего за малышом или помогающего на кухне? Может быть, в головах мужчин с детства укоренилась мысль: «Возить коляску – это плохо, лучше проводить время в гараже» или «В посуду пусть девочки играют».

Что скажут специалисты?

По мнению психологов, любые стереотипы, в том числе и касающиеся разделения на игры для мальчиков и девочек, приводят к отсутствию гибкости в поведении. Ограничения строгими рамками, неумение пойти на компромисс, жесткие жизненные позиции во взрослой жизни могут сильно осложнить отношения с окружающими. Не стоит строго разделять игрушки по половому признаку – только для мальчиков или только для девочек. При их выборе гораздо важнее обратить внимание на качество, безопасность и соответствие возрасту ребенка.

Согласно проведенным исследованиям, машинка является любимой игрушкой почти половины малышей. При чем, мальчики и девочки проявляют одинаковый интерес к игрушечному автотранспорту.

Не переживайте и из-за того, что подросшая дочка носится по двору, играя в «войнушку» с мальчишками в то время как ее сверстницы изображают из себя медсестер, парикмахерш и учительниц. У каждого ребенка разные интересы, разные темпераменты, разный запас энергии. Кстати, активные «мальчишеские» игры помогают развить в себе такие полезные качества, как быстрая реакция, способность продумывать стратегию, чувствовать себя частью команды.

А что можно сказать о мальчиках, интересующихся куклами и бытовыми игрушками? «Это не деградация мужского начала в ребенке, а форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и женой существуют гармоничные отношения любви и взаимопомощи. Именно в таком микроклимате в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в будущем стать хорошим семьянином, – считает специалист по дошкольному воспитанию Л.К. Павлова. – Если девочки интерес к кукле проявляют в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и пр.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными услугами. Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят в машинах кукол и их имущество» (Педагогическая библиотека: www.pedlib.ru). 

Сафронова Марина
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Медведь и мышь

оймал как-то медведь в своей берлоге озорную мышку. Стала мышка просить да молить: — Отпусти ты меня... И я тебе как-нибудь в беде помогу. Посмеялся медведь над такой помощницей и отпустил мышку.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования