Про левшей

С незапамятных времен так повелось, что большинство людей пользуется правой рукой. Но немалая часть нашего общества состоит из левшей. Точно установить количество левшей практически невозможно, потому что многие из тех, кто считает себя правшами, на самом деле скрытые левши со стертыми признаками леворукости. Что касается настоящего времени, то дети-левши встречаются чаще, потому что поколение взрослых переучивалось официально до 1985 года. Буквально до этого времени педагоги не отдавали себе отчета в том, какой вред их методы переучивания наносят здоровью детей.

Леворукость и праворукость обуславливаются генетически. Шанс родиться левшой у леворуких родителей составляет примерно 45% , если один из родителей левша — 17,5%, если ни одного — 2,5%. Многие факты свидетельствуют о том, что левшами уже рождаются; есть ряд ученых, предполагающих, что на это может влиять и трудная беременность. Еще замечено, что мальчиков-левшей больше примерно в 2 раза. Редко встречаются дети, которые начинают оказывать предпочтение левой или правой руке с младенческого возраста, в то время, как другие и в детском саду не делают никакого различия. Большинство малышей выбирают ведущую руку около трех лет. В это время переключение с одной руки на другую является правилом. Однако есть дети, которые “тянут” с выбором до шести лет. И приблизительно 20% детей так и вырастают, одинаково хорошо владея обеими руками.

По мнению историков, изучающих проблему происхождения людей и древних обществ, большинство первобытных людей были левшами. Однако, письменные источники свидетельствуют о преобладании правшей уже в период Античного мира. При этом, начиная с древности и вплоть до конца ХХ в., к левшам относились с предубеждением, подвергали преследованиям. Да и вся система образования долгое время была построена на принципах, дискриминирующих «леворуких». В Древнем Риме левша именовался не иначе как «sinister» («зло») – отношение было соответствующим. Древние германцы называли их просто «неумехами», а средневековые служители церкви рассматривали «леворукость» как верный признак склонности к колдовству и нередко только на этом основании сжигали людей во времена инквизиции (согласно некоторым исследованиям, численность «леворуких» европейцев сократилась тогда почти вдвое).

Слава Богу, эти времена остались далеко в прошлом. Сейчас левши — это признанная часть нашего общества. Педагоги и воспитатели перестали насильно переучивать детей, для «леворуких» создают товары, способные помочь им адаптироваться в мире «правшей». Сейчас выпускаются микрокалькуляторы, канцелярские и школьные принадлежности, компьютерные мыши, столовые приборы, строительные и музыкальные инструменты для людей с ведущей левой рукой. А в 60-х годах прошлого столетия «Форд» выпустил даже экспериментальную партию автомобилей, у которых рычаг переключения передач находился на руле (как у большинства американских машин) слева. Правда, спрос на них оказался невелик, т.к. в мире все же их потенциальные потребители составляют меньшинство.

Так в чем же проблема? Почему к леворуким относятся как к феномену? Казалось бы, организация мозговой деятельности у левшей должна быть такая же, как у правшей, но в зеркальном отражении.

Но это совсем не так! Левша устроен и развивается совершенно по другим законам. Многолетние исследования психологов пришли к таким выводам: у любого человека всегда включены два полушария, но они редко бывают задействованы в равной степени. К сожалению, менее развито — правое полушарие, оно отвечает за анализ информации, получаемой от наших органов чувств. Через него мы получаем образы того или иного предмета, пространственные отношения и временные связи. Оно дает человеку так называемое наглядно-образное представление. У левшей это и есть превалирующий способ мышления. Если бы человек пользовался исключительно правым полушарием, он видел бы мир в более неприглядном свете. Наверное, поэтому дети-левши и страдают чаще неврозами. Их доминирующее полушарие осуществляет гигантскую оценку ситуаций, и определяет эмоциональное состояние на данный момент. Не зря левое полушарие — логика, правое — эмоции.

Но в этих отличиях кроются и преимущества левшей! Недавние медицинские исследования показали, что у «леворуких» намного больше шансов добиться успехов в спорте: ведь большинство чемпионов большого тенниса, пинг-понга, фехтования и бокса принадлежат именно к этой категории людей. Левша более реактивен, чем правша, он быстрее соображает, и именно это качество играет определяющую роль там, где необходима скорость реакции. Как выяснилось, мозг левшей работает быстрее. Еще более поразительны успехи левшей в сфере искусства: Чарли Чаплин, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Марсель Марсо, великие живописцы эпохи Возрождения - Ганс, Гольбейн, Микеланджело, Леонардо да Винчи - все они были левшами. Гениальный живописец, математик, астроном, физик, изобретатель первого в мире парашюта на металлическом каркасе Леонардо да Винчи разработал даже технику письма справа налево - так ему было удобнее писать. Левшами были также великие Бетховен и Паганини и прочие-прочие.

Конечно, левше гораздо тяжелее жить в нашем мире правшей. И задача родителей помочь своему ребенку адаптироваться в нем.

Дети-левши — особенные. Обычно - это художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют, лепят из глины, воска или пластилина. У них нередки хорошие музыкальные способности и абсолютный слух. Часто они позже начинают говорить и, иногда, испытывают затруднения в произношении некоторых звуков. Бывает, что им с трудом даются чтение, письмо и математика. Ребенок-левша непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний. “Левши” часто отличаются от своих сверстников затянувшимся периодом упрямства. Но в то же время не стоит забывать, что леворукость — это не патология, это вариант нормы. Капризных, возбудимых и упрямых детей нисколько не меньше и среди «правшей».

Ни в коем случае не переучивайте детей. Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают и такие проявления как: нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности. Более того, было не раз замечено, что переучивание талантливого в той или иной области ребенка-левши приводило к утрате его способностей. Лучше вместо этого попытаться максимально адаптировать окружающую обстановку под особенность Вашего ребенка. Организуйте рабочий стол малыша так, чтобы свет падал с правой стороны. Если ребенок посещает детский сад или школу, попросите педагога посадить ребенка с левой стороны парты. Так будет комфортнее и Вашему ребенку, и соседу-правше. Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными с ним. Хвалите его почаще, старайтесь не предъявлять завышенных требований и не противопоставляйте его другим детям.

Напоследок, хочется сказать: все, что создано природой, не случайно. Даже если мы не совсем понимаем, зачем это нужно, то это вовсе не означает, что это что-то плохое и неправильное. Вмешиваясь в деяния природы, пытаясь изменить сотворенное ею, человечество обожглось, и пострадало уже не раз. Неординарность всегда интересна. Не стоит расстраиваться, если Ваш ребенок родился левшой, тем более стараться его переделать. Если вы считаете это недостатком - обратите его в достоинство.

Татьяна П.
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Морской царь и Василиса Премудрая

а тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Поехал царь по чужим землям, по дальним сторонам, долгое время дома не бывал; на ту пору родила ему царица сына, Ивана-царевича, а царь про то и не ведает. Стал он держать путь в свое государство, стал подъезжать к своей земле, а день-то был жаркий-жаркий, солнце так и пекло! И напала на него жажда великая; что ни дать, только бы воды испить!

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования