Дети-изгои

Родителям порой нелегко понять, что чувствует их ребенок, потому как они уже редко помнят себя в этом возрасте. Забылись все проблемы, сопровождающие детский и подростковый возраст. Не осознают они и то, какую социальную ступень занимает их ребенок в детском коллективе. Это только внешне все может выглядеть хорошо. А на самом деле, родители, да и учителя, не всегда знают или не хотят признавать реальную обстановку в классе.

Редко, практически невероятно, увидеть дружный класс, где царит благоприятная обстановка. Если такое и встречается, то, скорее всего, дети создают такой образ только для вида. Но почти в каждом классе найдется ребенок, которого можно назвать неприятным словом – изгой.

Изгоем чаще всего становится ребенок непохожий на других.

А у какого ребенка больше, чем у других шансов стать отвергнутым?
В первую очередь у ребенка с необычной внешностью. Это могут быть заметные шрамы, родимые пятна, косоглазие, хромота, или другой физический недостаток. Ребенок из небогатой семьи, плохо одетый, неумеющий общаться, слабый, слишком сильно опекаемый родными, хорошо или плохо учащийся, пропускающий занятия, страдающий энурезом. Он может быть слишком толстым или худым, высоким или слишком низким. Ребенок мог наябедничать или совершить поступок, который класс никогда не забудет. Поводов может быть очень много. Все описанные выше дети непременно находятся в группе риска.

Родителям сложно почувствовать то, что ощущает ребенок, ставший изгоем. У детей другая система ценностей. То, что взрослому человеку кажется пустяком, становится трагедией для ребенка. У изгоя нет друзей. Сверстник решившийся подружиться с изгоем, чаще всего тоже становится изгоем. В редких случаях, защитник изгоя, своим авторитетом воздействует на одноклассников, и останавливает травлю на своего друга.

Ребенок-изгой одинок. Он ощущает себя неполноценным. У него заниженная самооценка и завышенные требования к себе. Он все глубже погружается в свои мысли. Очень замкнут. Не любит ходить в школу, не посещает классные мероприятия. Невнимание к себе со стороны родителей и учителей считает заслуженным. Он думает, что если он не придет в школу или домой, его отсутствие даже не заметят.

Такой ребенок слаб и не может противостоять толпе агрессивно настроенных одноклассников. На изгоя давят не только психологически, но и физически. Его поджидают после школы, избивают, отнимают вещи, портят одежду. Дома вместо сопереживания со стороны родителей, ребенка еще могут и наказать за то, что пришел домой весь грязный и в порванной куртке. Что еще больше подавляет маленького человека. Он еще сильнее замыкается в себе.

Порой учитель становится виноватым в появлении изгоя. Часто педагог настраивает весь класс против одного ребенка, иногда невольно. Например, выделив его из класса или разрешив делать то, что другим запрещено, или испытывая личную неприязнь к ученику и его родителям. Здесь можно отметить непрофессионализм отдельно взятого педагога. Таких «любимчиков» дети не любят. Но учитель может и предотвратить травлю ребенка, если обратит внимание на непростую ситуацию в классе. Ни для кого, ни секрет, что, например, в первом классе авторитет учителя очень высок и он своими действиями зачастую закладывает всю систему отношения детей друг к другу. Если в этом возрасте обратить внимание на то, что к одному ребенку постоянно пристают, и обзывают, трагическое для ребенка дальнейшее развитие событий и более серьезную агрессию против него можно остановить. Учителю необходимо обратить внимание на этого ученика, дать понять остальным, что он хороший и не является объектом насмешек для других, что классу без него не обойтись, то есть не дать сформироваться в классе роли «гадкого утенка».

Родители тоже часто виноваты в том, что ребенок становится изгоем. Это может быть и чрезмерная опека, и постоянные разбирательства с одноклассниками своего чада (почему обидели ребенка?), и неправильное отношению к внешности ребенка и его возможным недостаткам. Родители, не ждущие от своего ребенка сверхдостижений и мгновенных результатов, спокойно относящиеся ко всем неудачам, поддерживающие его во всем, таким образом, вырастят его уверенной в себе личностью с адекватной самооценкой. Такой ребенок вряд ли станет изгоем.

Родителям необходимо задуматься, если их ребенок приходит с синяками после школы и рваными тетрадями. Обратите внимание, есть ли у него друзья, с каким настроением он ходит в школу и возвращается оттуда. Не давайте ребенку самому разбираться во всем, не оставляйте его наедине с его проблемами. Когда дело дошло до рукоприкладства, необходимо срочное вмешаться. Для начала маме надо поговорить с классным руководителем, чтобы прояснить реальное положение дел. Не стоит сразу идти «разбираться» к родителям обидчиков. Это может только усугубить ситуацию. Издевательства могут стать незаметными для окружающих. Скорее всего, придется обратиться к психологу, чтобы он помог разобраться, почему ребенок стал изгоем. Выяснить первопричину. Возможно, ребенок просто не умеет общаться, поэтому не влился в коллектив. Только понимающие родители, способные увидеть, что у ребенка есть проблемы, смогут ему помочь. Все можно изменить, главное выявить причину. И лишь в редких случаях возникает необходимость перевода ребенка в другой класс или школу.

Часто родители перекладывают ответственность за ребенка на других. На одноклассников и учителей. Нисколько при этом, не признавая своей вины в сложившейся ситуации. В этом случае ребенку в одиночку сложно изменить к себе отношение сверстников, можно сказать, практически невозможно. В такой ситуации ему может помочь учитель и школьный психолог, если решат вмешаться, а не пустить все на самотек.

Отсутствие друзей в классе никак не влияет на ребенка только в том случае, если во внешкольном окружении (на даче, во дворе, в кружке, то есть в другом коллективе) он чувствует себя уверенно, возможно даже является лидером. Другими словами, когда он ощущает себя частью коллектива, где его уважают, и ценят. Хотя такие случаи довольно редки. Чаще всего у изгоя нет друзей и вне школы.

Лучше заранее предотвратить ситуацию, чем потом исправлять ее последствия. Наблюдайте за ребенком, в меру участвуйте в его жизни, научите его делиться с вами своими проблемами, показывайте, что любите его, именно так можно избежать многих проблем. Уверенный в себе ребенок вряд ли станет изгоем. Ему будет все равно, что о нем думают окружающие. А если он не будет реагировать, дразнить, и издеваться над ним станет неинтересным. Именно ответную реакцию ждут обидчики от своей жертвы, они наслаждаются ее беспомощностью. Порой дети бывают очень жестокими. Об этом не стоит забывать.

Родителям можно посоветовать вспомнить свое детство, чтобы лучше понять своего ребенка. В их классе, вероятно, тоже были изгои и их обидчики. Только представив себя на месте ребенка, можно хотя бы частично ощутить те чувства, которые испытывает сын или дочь. Не предоставляйте ребенку самому разбираться в сложившейся ситуации. Это может лишь усугубить положение дел. Ему нужна помощь родителей, даже если он не может попросить вас ней. Будьте внимательны, не допускайте травли ребенка, поскольку это может закончиться очень трагично.

Лагунова Надежда
все статьи автора

Комментарии:

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2015:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Ленивый кот

ил беззаботно в одном доме кот. Был он всегда сыт и даже ленился лишний раз шевельнуться. И так этот кот обленился, что, увидев пробегавшую поблизости мышь, не хотел и лапой двинуть. «Наш ленивец», — стали дразнить его в конце концов между собой мыши. Как-то раз хозяин дома привез пару мешков с зерном, свалил их на время в угол комнаты, а сам отправился по своим делам. Тут же на зерно гурьбой накинулись мыши. В одно мгновенье мешки были выпотрошены.

Узнать, что было дальше

Яндекс цитирования